учебный план 21-22 уч.год

Пояснительная записка
к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной
программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от
15.05.2013г. (с изменениями на 27 августа 2015г.), утвержденных Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации;
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №
1155);
 Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 года № 30038
(зарегистрированного в Минюсте России 26.09.2013 № 1014) «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
 Устава МБДОУ «Детский сад №1» села Хазар;
 Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 1» села Хазар.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения
реализует основную
образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. – Москва.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в
учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, реализуемой в ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
1) инвариантной (обязательной) части;
2) вариативной части.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Инвариантная
часть реализуется через непосредственную образовательную деятельность (НОД), в этот
перечень входит НОД, предусматривающая реализацию дополнительных парциальных
программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на
образовательные
услуги
и
учитывать
специфику
национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным
парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от её общего объёма,
вариативной части - не более 40%.
В учебный план включены пять образовательных областей.

Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями
федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и
совместную деятельность воспитателей и детей.
1. 1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» проводится за рамками непосредственно образовательной деятельности.
Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через
формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях дагестанского
народа, понимания гендерной, семейной принадлежности с учетом особенностей и традиций
народов Дагестана. Региональный компонент также реализуется через развития интереса к
национальной культуре и историческому прошлому дагестанского народа, отраженного в
памятниках, символике; воспитания чувства любви к Дагестану как малой родине.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через
обогащение представлений о жителях города, республики, истории села, района, республики,
их отражении в народном творчестве (сказки, легенды); о родственных связях, труде,
обычаях и традициях народов Дагестана. Региональный компонент также реализуется через
обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном
и растительном мире Республики Дагестан, экологической обстановке с использованием
рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
3. Образовательная область «Речевое развитие» включает:




владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической



развитие речевого творчества;

речи;


развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке
обучения грамоте.
Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным фольклором,
писателями и поэтами Республики Дагестан, художественными
и познавательными
произведениями о столице, районе, республики, природе нашего края.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Региональный компонент включает в себя ознакомление с музыкальными
произведениями дагестанских композиторов, народными песнями, танцами. Ознакомление
детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры
Дагестана, изучение специфики художественных промыслов народов и национальностей
Республики Дагестан.
5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта
в следующих видах деятельности детей:

двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих
рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта,
распространённых в Дагестане (вольная борьба, волейбол, футбол), спортивными
традициями и праздниками; подвижными играми народов Дагестана.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности и т.д.).
Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и
требованиям государственного стандарта.

Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ
соответствует требованиям СанПиН.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для
детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут. Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не
превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе - 45 минут. В середине
времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят
физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности
- не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет
круглогодично организовывается непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию детей на открытом воздухе.
Вариативная
часть
программы
включает совместную
кружковую
деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не
превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам.
Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность)
инвариантной и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет:
в младшей группе – 10 (СанПиН – 11)
в средней группе – 10 + 2 (СанПиН – 12)
в старшей группе – 12 + 2 (СанПиН – 15)
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в
условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой
образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности
детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
В соответствии с СанПиН в летний период проводятся занятия только эстетическиоздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после
образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения
Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений ребёнка в каждой
возрастной группе.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место
занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий
в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в
образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя
их другими формами обучения.

Учебный план на 2021 – 2022 учебный год.
Группы

Младшая

Непосредственно
образовательная
деятельность

«Познавательное

Объём образовательной нагрузки (в минутах)
В неделю
В месяц
В год
Кол Время Кол- Время Кол Время
-во
(в
во
(в
-во (в мин.)
мин.)
мин.)

группа
развитие»:
(от 3 до 4  ФЭМП
лет)
 Окружающий мир
«Речевое развитие»:
 Развитие речи
«Художественноэстетическое развитие»:
-Продуктивная деятельность:
 Рисование
 Лепка (1 раз в две недели)
 Аппликация (1 раз в две
недели)
- Музыкальное воспитание
«Физическое развитие»
«Социально коммуникативное
развитие»
Итого:
«Дополнительное
образование»:
 Кружки:

1
1

15
15

4
4

60
60

36
36

540
540

1

15

4

60

36

540

1
0,5
0,5

15
15
15

4
2
2

60
30
30

36
18
18

540
270
270

2

30

8

120

72

1080

3

45

12

180

108

1620

Интегрируется в режимные моменты и
совместную деятельность
10

165

40

600

360

5400

Вариативная часть
1
15

4

60

32

480

Инвариантная часть
Средняя
«Познавательное
группа (от развитие»:
4 до 5 лет)  ФЭМП
1
20
4
80
36
720
 Окружающий мир
1
20
4
80
36
720
«Речевое развитие»:
 Развитие речи
1
20
4
80
36
720
«Художественноэстетическое развитие»:
-Продуктивная деятельность:
 Рисование
1
20
4
80
36
720
 Лепка (1 раз в две недели)
0,5
20
2
40
18
360
 Аппликация (1 раз в две
0,5
20
2
40
18
360
недели)
-Музыкальное воспитание
2
40
8
160
72
1440
3
60
12
240
108
2160
«Физическое развитие»
Интегрируется в режимные моменты и
«Социально совместную деятельность
коммуникативное
развитие»
Итого:
10
220
40
800
360
7200
Вариативная часть
Дополнительное
образование:

1

20

4

80

36

720

Кружки:


Инвариантная часть
Старшая
«Познавательное
группа (от развитие»:
5 до 7 лет)  ФЭМП
 Окружающий мир
«Речевое развитие»:
 Развитие речи
«Художественноэстетическое развитие»:
 Рисование
 Лепка (1 раз в две недели)
 Аппликация (1 раз в две
недели)
-Музыкальное воспитание
«Физическое развитие»
«Социально коммуникативное
развитие»
Итого:
Дополнительное
образование:
Кружки:

1
1

25
25

4
4

100
100

36
36

900
900

2

50

8

200

72

1800

2
0,5
0,5

50
25
25

8
2
2

200
50
50

72
18
18

1800
450
450

2

50

8

200

72

1800

3

75

12

300

108

2700

Интегрируется в режимные моменты и
совместную деятельность
12
325
Вариативная часть

48

1200

432

10800

1

4

100

36

900

25

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня (7.30-9.30) включает в себя:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
2) развивающий блок (9.30-11.00) – организованное обучение (в соответствии с
расписанием организационной образовательной деятельности (НОД), представляет собой
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных

видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
3) образовательный блок 2 половины дня (15.30-17.30) включает в себя:
 индивидуальную коррекционную работу;
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
 деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Планирование образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
Чтение художественной литературы
Дежурства
Прогулки

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

Планирование образовательной деятельности в самостоятельной
деятельности детей
Игра
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) ежедневно
развития


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79640143001

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».